Техника машинного доения коров

Цель занятий. Приобрести практические навыки по уходу за выменем, овладению техникой массажа вымени и машинного доения коров.

Пособия и оборудование. Массажеры вымени, полотенца, вода, доильные аппараты, а также животные.

Методические указания. Доение является мощным фактором упражнения вымени, улучшает рост этого органа, способствует развитию железистой ткани и повышает интенсивность образования молока. Коров следует доить аппаратами с первого дня после отела и до запуска при отсутствии заболеваний вымени, а при их обнаружении животных выделяют из стада и доят вручную. Чтобы избежать торможения рефлекса молокоотдачи, коров доят в одно и то же время.

Поэтому выполнение правил машинного доения является важнейшим условием получения высокой продуктивности и сохранения здоровья коров. Интервалы между дойками каждой коровы должны быть не менее 5 и не более 12 ч. При доении в стойлах за 1 ч до начала доения коров поднимают, удаляют навоз, рассыпают подстилку и проветривают помещение.

Процесс машинного доения включает следующие технологические операции: подготовка вымени к доению, надевание доильных аппаратов на соски вымени коровы, машинное додаивание и снятие аппаратов с сосков.

Таблица. Последовательность выполнения технологических операций и их характеристика при машинном доении коров (по В.И.Хоменко)

 

Периоды и продолжительность их выполнения

Характеристика операций

Подготовительный — не более 1 мин

Подход к корове

Сдаивание первых струек молока Обмывание, дезинфекция и вытирание вымени Массаж вымени Надевание доильных стаканов

Доение — 3—5 мин (не более 6 мин)

Интенсивное выдаивание молока при соблюдении оптимальных условий

Периоды и продолжительность их выполнения

Характеристика операций

Заключительный — не более 1 мин

Заключительный массаж Машинное додаивание Снятие доильных стаканов Заключительная обработка сосков

Контроль за чистотой выдаивания осуществляется периодически по мере необходимости

Регулярный осмотр и прощупывание вымени, а также исследование молока с целью установления заболевания маститами

Прелдоильная подготовка вымени коровы перед надеванием доильных стаканов заключается в следующем: сдаивают первые 2—3 струйки молока (продолжительность 5— 6 с), обмывают вымя чистой теплой водой (37—45 °С) или 0,5 %-ным раствором дезмола (10—15 с), вытирают чистым полотенцем (6—8 с), проводят массаж (15—25 с). Раздражение рецепторов происходит главным образом при проведении этих операций и значительно в меньшей степени — в начальный период машинного доения.

У входного отверстия соскового канала скапливается большое количество разнообразных микроорганизмов, которые образуют так называемую бактериальную пробку. Она состоит из микроорганизмов, которые находятся на внутренней поверхности доильных аппаратов, в подстилке, воде, почве. Поэтому подготовительные операции начинают сдаиванием первых 2—3 струек в специальную посуду и затем это молоко уничтожают. Одновременно при сдаивании первых струек молока в отдельную кружку, покрытую черной тканью, легко обнаружить признаки (мелкие сгустки, хлопья) заболевания коровы маститами. Нельзя сдаивать первые струйки на пол в стойлах коровника. Молоко больных коров может быть источником заболевания маститами.

Перед доением вымя обмывают теплой водой всегда одинаковой температуры — 37—45 °С. Холодная или горячая вода вызывает у животных неприятные ощущения. При доении коров в стойлах на линейной доильной установке вымя подмывают из ведра, а воду меняют после подмывания 2—3 коров. На доильных площадках вымя подмывают с помощью шлангов с разбрызгивателем. Зачем вымя вытирают чистым сухим полотенцем.

Массаж вымени коров — это комплекс механических раздражителей, направленных на достижение полноценного рефлекса молокоотдачи, что способствует более полному и быстрому перемещению молока в молочные цистерны и улучшает процесс машинного доения. Массаж повышает интенсивность доения на 16—40 %, удой — на 16—23 и содержание жира в молоке — на 0,2 %. Рефлексогенной зоной вымени коров является основание сосков, где сосредоточено наибольшее количество рецепторов. Они расположены на расстоянии 2—5 см от основания сосков под углом 35—45 0 по направлению к боковой борозде.

Один из видов массажа заключается в следующем: доярка (оператор) сначала охватывает развернутым полотенцем отдаленные от нее передние и задние доли вымени, затем ближние, протирает соски, подталкивая их снизу вверх. Другой способ: сначала делают массаж влажным полотенцем задних долей вымени по молочному зеркалу 6—8 движениями сверху вниз, и наоборот — захватывают и подталкивают соски, а затем тем же путем делают массаж передних долей и сосков вымени.

У новотельных и высокопродуктивных коров с большой наполненностью вымени проводят массаж тремя-четырьмя активными движениями рук сверху вниз по молочному зеркалу в течение 30—40 с. Коровам во второй половине лактации или с низким разовым удоем делают глубокий массаж, захватывая с боков и перемещая руки не по поверхности кожного покрова, а вместе с массой вымени перекрестными движениями. Для проведения этого массажа требуется больше времени (до 1мин), а для отдельных тугодойких коров время еще более удлиняется.

Активное раздражение вымени коровы в период пред-доильной подготовки должно быть ограничено по времени — в среднем 40—60 с, т.е. соответствовать латентному периоду рефлекса молокоотдачи. Все подготовительные операции должны выполняться быстро, в мягком режиме, четко, без суеты и в определенной последовательности.

Закончив подготовительные операции, доильный аппарат подводят под вымя коровы и на соски поочередно надевают стаканы, не допуская при этом подсоса воздуха. Доильный аппарат следует надевать на вымя тотчас после окончания подготовительного массажа и припуска коровой молока, так как при задержке происходит быстрое разрушение окситоцина и корову полностью выдоить не удается. Для надевания доильные стаканы вместе с коллектором берут одной рукой, а другой открывают зажим или клапан, подводят аппарат под вымя и поочередно надевают стаканы на соски с помощью указательного пальца. Доильные стаканы должны плотно присасываться к соску, чтобы не слышно было подсасывания воздуха.

Доить нужно в быстром, но спокойном режиме. При соблюдении техники доения корову выдаивают за 3—6 мин. Убедившись, что молоко из вымени поступает, можно переходить к другой корове. Если молоко из вымени при подключении аппарата не выделяется, то, не снимая доильного аппарата, проводят дополнительный массаж вымени с одновременным оттягиванием доильных стаканов вниз. У коров с маленькими сосками коллектор поддерживается перетянутой через туловище коровы тесьмой без подтягивания доильных стаканов к вымени. При спадании стаканов с сосков аппарат отключают, стаканы промывают водой и, если корова полностью не выдоилась, стаканы снова надевают на соски.

При уменьшении потока молока проводят машинное додаивание путем периодического оттягивания одной рукой доильных стаканов за коллектор вниз и вперед, другой рукой одновременно проводят заключительный массаж четвертей вымени, помогая удалить молоко из альвеол. Массаж должен быть мягким, не энергичным. Машинный додой проводят не более 30 с. Полное выдаивание является профилактикой против воспаления вымени коров и повышает общее содержание жира в молоке. Неполное выдаивание приносит вред вымени. При тщательной преддоильной подготовке вымени и соблюдении всех правил техники машинного доения большинству коров не требуется машинное додаивание. Иначе они приучаются к неполной отдаче молока в доильный аппарат.

Нельзя передерживать доильные стаканы на сосках — это вызывает у коров болевые ощущения, торможение молокоотдачи, травмируются соски, что приводит к заболеванию коров маститами. Доильные аппараты с вымени следует снимать своевременно одним из приемов:

• одной рукой берут молочные трубки и слегка сжимают их, другой — сначала закрывают клапан коллектора, а затем отжимают пальцем резиновый присосок одного из доильных стаканов, впуская в него воздух, и плавно снимают доильные стаканы, держа их в вертикальном положении;

• одной рукой берут коллектор, другой — сначала закрывают клапан, а затем впускают воздух в один из доильных стаканов, плавно снимают доильные стаканы, захватывая их и слегка прижимая к себе;

• сняв стаканы, на 1—2 с открывают зажим или клапан для отсасывания оставшегося в стаканах молока.

Нельзя снимать доильные стаканы с сосков под вакуумом при открытом клапане коллектора или зажиме на молочном шланге. При доении коров в стойлах в переносные ведра оператор работает с двумя аппаратами АДУ-1. Одновременное обслуживание трех аппаратов влечет за собой некачественное выполнение операций по подготовке и доению коров, среднесуточный надой молока снижается на 8—10 %, а содержание жира в молоке — на 0,07— 0,09 %. При доении в стойлах в молокопровод оператор работает с тремя аппаратами АДУ-1 всех исполнений. Первыми начинают доить коров, расположенных ближе к молочной, что препятствует засыханию молока на стенках молокопровода.

Ошибки, допускаемые при подготовке вымени и доении коров:

1. Недостаточно полно проводятся преддоильная обработка вымени (плохо или совсем не подмыто, подмыто холодной водой, не проведен массаж) и стимуляция молокоотдачи.

2. С момента начала рефлекса молокоотдачи до подключения доильного аппарата проходит гораздо больше времени, чем положено по норме. Если корову доить спустя 3 мин после начала рефлекса молокоотдачи, удой снижается на 15—20 %. В отдельных случаях наблюдается преждевременное надевание стаканов.

3. Не осуществляется сдаивание первых струек молока на пластинку и отсутствует постоянный контроль за состоянием молочной железы. Часто первые струйки молока сдаивают на пол помещения, что недопустимо.

4. Доильные аппараты работают при более высоком вакууме и с меньшим или большим числом пульсаций, чем предусмотрено инструкцией к данной доильной установке.

5. Допускается «холостое» доение, то есть доильный аппарат подключен к вымени, но молоко не выдаивается.

6. В случае спадания доильных стаканов с сосков вакуум не отключается, а загрязненные стаканы водой не обмываются.

7. Доильные аппараты снимаются с молочной железы без выпуска воздуха в один из доильных стаканов, а иногда даже без отключения вакуума.

8. После доения не обрабатывают соски вымени дезинфицирующими и смягчающими кожу средствами.

9. Используются доильные машины, имеющие большой износ.

10. Грубое обращение с животными.

Другие материалы

Понятие ассортимента

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент:

  • промышленный (производственный) - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
  • торговый - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

  • простой - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;
  • сложный - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;
  • групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;
  • видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров;
  • марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.;
  • развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • сопутствующий - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине - мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;
  •  смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:

  • рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;
  • оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности К, который рассчитывается для конкретного товара по формуле Коп = ~~ 100%,

где 3- затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.; Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб., который представляет собой выгоду, полученную потребителем при правильном использовании товара, за вычетом затратна его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

  • реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
  • прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
  • учебный - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.