Технология спирта-стр.422

Характеристика сточных вод спиртовых заводов, перерабатывающих мелассу, приведена в табл. 43.

43. Показатели сточных вод по категориям

Показатель

I

2

3

4

Температура, ’С

3 0...60

20...100

80..Л00

20...90

Запах, баллы

0...3

3...5

4...7

3...5

pH

7...8

8...12

4,4...6,4

5,5...6,2

Прозрачность, см

12 .30

10...20

15...25

0...2

Сухой остаток, мг/л

359...500

300...600

1300...2000

450...10 000

БПК5, мг О2/Л

2...10

2...40

100...2500

600...3700

БПКп, мг Ог/л

5...12

5...80

180...3000

950...4500

ХПК, мг Ог/л

5...40

10...100

250...4000

1000...5500

Наиболее загрязнена послеспиртовая и последрожжевая барда (табл. 44). Органические вещества послеспиртовой мелассной барды представлены глицерином, аминокислотами, бетаином, редуцирующими веществами, органическими кислотами, коллоидами, минеральными веществами - хлоридами и сульфатами калия, натрия и кальция. В состав органических веществ последрожжевой барды входят главным образом глицерин, бетаин, пир-ролидонкарбоновая кислота, редуцирующие и жироподобные вещества.

44. Характеристика мелассной барды

Показатель

Барда

послеспиртовая

последрожжевая

pH

4,6...5,2

4,4...5,0

Плотный остаток, мг/л

62 040...81 220

35 200...51 885

Взвешенные вещества, мг/л

5300...7850

970...5610

Азот, мг/л

2500...3860

940...2500

Летучие кислоты, мг/л

2300...3900

300... 720

БПК5, мг О2/Л

29 000...48 000

15 500...29 900

БПКп, мг Ог/л

44 000 ..59 000

18 000...42 000

ХПК, мг Ог/л

4900...66 900

20 000...48 000

Стоки 1-й и 2-й категорий являются условно чистыми и могут направляться в естественные водоемы после предварительного охлаждения и насыщения кислородом в градирнях или брызгаль-ных установках. Сильно загрязненные сточные воды 3-й и 4-й категорий необходимо подвергать специальной биохимической обработке.

Другие материалы

Понятие ассортимента

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент:

  • промышленный (производственный) - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
  • торговый - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

  • простой - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;
  • сложный - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;
  • групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;
  • видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров;
  • марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.;
  • развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • сопутствующий - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине - мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;
  •  смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:

  • рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;
  • оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности К, который рассчитывается для конкретного товара по формуле Коп = ~~ 100%,

где 3- затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.; Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб., который представляет собой выгоду, полученную потребителем при правильном использовании товара, за вычетом затратна его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

  • реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
  • прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
  • учебный - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.