Сельскохозяйственная биотехнология-стр.231

Явление спонтанного возобновления мейоза ооцитов, выделенных из фолликулов кролика и помещенных в культуральную среду, было впервые открыто Г. Пинкусом и Н. Энзманом (1935).

Известно, что после выделения ооцита из фолликула, как и после выброса эндогенного ЛГ в организме животного перед овуляцией, ооцйт освобождается из состояния мейотического торможения, что сопровождается так называемым разрывом зародышевого пузырька. В организме крупного рогатого скота разрыв зародышевого пузырька происходит примерно через 5 ч после выброса ЛГ, ооцит достигает метафазы I через 12 ч и метафазы II - через 24-25 ч. Вне организма ядерная мембрана зародышевого пузырька крупного рогатого скота также исчезает через 5-6 ч, через 12 ч хромосомы достигают метафазы I и через 20-24 ч - метафазы II.

Видовые различия в проявлении мейотического созревания ооцитов у коров, овец и свиней показаны в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Временные параметры реакции (мейоза) ядра ооцитов разных видов животных на предовуляторный выброс гонадотропинов

(Хантер, 1980)

Вид животного

Латентный период после стимуляции, ч

Стадии мейотического созревания, ч

метафаза 1

аиафаза

телофаза

метафаза II

Корова

10-12

14-21

22

23

24

Овца

10-11

12-20

21

22

24

Свинья

17-18

26-34

35

36

37

Хотя большинство ооцитов, извлеченных из фолликулов яичников, возобновляют мейоз и достигают метафазы II, оплодотворение их часто не обеспечивает полноценного развития зародышей. Предполагают, что основной причиной этого является неполноценное созревание ооцитов. Одной из причин может быть то, что при созревании ооцита in vitro в цитоплазме не вырабатывается в достаточной мере фактор, контролирующей формирование и развитие мужского пронуклеуса. Считают, что для появления в цитоплазме ооцита фактора, вызывающего созревание мужского пронуклеуса, необходимо обеспечить индуктивное влияние нормального окружения ооцита в фолликуле в течение не менее 6 ч после начала мейотического созревания.

Другие материалы

Понятие ассортимента

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент:

  • промышленный (производственный) - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
  • торговый - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

  • простой - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;
  • сложный - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;
  • групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;
  • видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров;
  • марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.;
  • развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • сопутствующий - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине - мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;
  •  смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:

  • рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;
  • оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности К, который рассчитывается для конкретного товара по формуле Коп = ~~ 100%,

где 3- затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.; Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб., который представляет собой выгоду, полученную потребителем при правильном использовании товара, за вычетом затратна его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

  • реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
  • прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
  • учебный - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.