Пищевая химия-стр.428

♦ Основные функции:

- регуляция микробиоценоза желудочно-кишечного тракта;

- регуляция нервной деятельности;

- регуляция (в физиологических границах нормы) функциональной активности органов и систем (секреторной, пищеварительной и др.);

- адаптогенный эффект.

♦ Специфические эффекты:

- радиопротекторное действие;

- иммуномодулирующее действие;

- антиоксидантноедействие;

- повышение резистентности к инфекциям;

- адаптогенное действие.

Суточная доза парафармацевтика (действующего начала парафармацевтика - для композиции) не должна превышать разовую терапевтическую дозу, определенную при применении этих веществ в качестве лекарственных средств.

В отличие от лекарственных средств, эффект парафармацевтиков реализуется путем инициации универсальных механизмов адаптационноприспособительных реакций организма на воздействие раздражителей самой различной природы действующие начала парафармацевтиков - органические компоненты пищевых и лекарственных растений, продуктов моря, компоненты живых тканей, продукты на основе композиций микроорганизмов (или их синтетические аналоги) - специфически поддерживают или регулируют функции отдельных органов и систем организма человека при отсутствии токсичных и побочных эффектов, а количественные изменения параметров функционирования систем и органов организма лежат в пределах их физиологической нормы.

Совокупность перечисленных эффектов обеспечивает организму человека способность адаптироваться к экстремальным условиям. Применение парафармацевтиков является эффективной формой вспомогательной терапии.

Пробиотики. Пробиотики представляют собой препараты и продукты питания, в состав которых входят вещества микробного и немикробного происхождения: живые микроорганизмы - представители нормальной микрофлоры (монокультуры или их комплексы), их структурные компоненты, метаболиты и вещества иного происхождения, стимулирующие рост и активность бифидобактерий и лактобацилл - представителей нормальной микрофлоры.

Другие материалы

Предмет и задачи науки

Товар - материальная продукция, предназначенная для купли и продажи. Согласно терминологическому ГОСТу «Торговля. Термины и определения», товар - это любая вещь, не изъятая из оборота и не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Продовольственные товары - совокупность пищевых продуктов и табачных изделий, ингредиенты которых при потреблении целиком или частично попадают в организм человека, оказывая определенное влияние на его внутреннюю среду. К продовольственным товарам не относятся парфюмерно-косметические изделия и фармацевтическая продукция, которые также попадают в организм человека, но не имеют пищевого назначения.

Пищевые продукты - продукты животного, растительного, минерального или биосинтетического происхождения, предназначенные для употребления в пищу человеком как в свежем, так и в переработанном виде (ГОСТ Р 51074-97). Кроме общеизвестных продуктов питания к пищевым продуктам относятся пищевые добавки и жевательная резинка.

Ингредиенты - вещества животного, растительного, микробиологического и минерального происхождения, а также природные и синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке и производстве пищевых продуктов, присутствующие в них в исходном или измененном виде (ГОСТ Р 51074-97).

Задачи товароведения:

  • определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную ценность;
  • установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;
  • изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;
  • товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
  • выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;
  • определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
  • обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
  • информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
  • разработка характеристик конкретных товаров, обусловливающих их потребительную ценность и способность удовлетворять определенные потребности человека, идентификация товаров, выявление фальсифицированных товаров. Основные принципы товароведения следующие:
  • безопасность - отсутствие риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении упаковки,транспортирования,хранения,предреализаци-онной подготовки товара. Безопасность - одно из основных потребительских свойств;
  • эффективность - достижение оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения и потребления товара при типичных затратах. Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента товаров;
  • совместимость - пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий;
  • взаимозаменяемость - пригодность одного товара для использования вместо другого с целью удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наименьшее соотношение цены и качества;
  • систематизация - определенная последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На этом принципе базируется классификация, идентификация, кодирование и другие методы товароведения.

Товаровед - специалист в области товароведения, имеющий высшее или среднее специальное образование.

В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», товаровед выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, а также за соблюдением сроков годности, реализации и правил маркировки и упаковывания товаров;
  • оценивает потребительские свойства и показатели качества товаров, определяет дефекты и причины их возникновения, принимает меры по предупреждению попадания дефектной продукции в реализацию;
  • при отпуске мерных товаров применяет средства измерений, поверенные в установленном порядке;
  • участвует в рассмотрении претензий покупателей при продаже некачественного товара и принимает меры в соответствии с действующим законодательством;
  • обеспечивает контроль качества, а при необходимости изымает из продажи товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности в соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами и другими нормативными документами.