Мир томата глазами фитопатолога-стр.306

Отличить бактериальный рак от некроза стебля иногда возможно, сделав поперечный разрез. На поперечном срезе стебля при бактериальном раке видны потемневшие сосуды, из которых выделяется слизь, сердцевина же в начале болезни остаётся живой (фото 3-35, а). При поражении Pseudomonas corrugata чаше видна некротизи-рованная сердцевина стебля, приобретающая бурую окраску (фото 3-35, б), позднее высыхающая.

Биология патогена. Патоген относится к грамотрицательным, неспорообразующим и нефлюоресцирующим аэробным бактериям, размером 0,5-1,0 х 1,5-5,0 мкм, имеющим один или несколько полярных жгутиков.

Для развития заболевания благоприятны следующие факторы:

• низкая ночная температура и резкие перепады между ночной и дневной температурой в сочетании с высокой относительной влажностью, способствующие выпадению конденсата на листьях;

• повышенный уровень азота и низкий уровень фосфора, калия и бора.

Первичное заражение растений происходит, в основном, на ранних этапах развития, т.к. источником инфекции являются, как правило, семена, в которых возбудитель заболевания может локализоваться не только в оболочке, но и в зародыше. Патоген системно распространяется по растению, проникая во все органы, но в сердцевинной паренхиме стебля создаются наиболее благоприятные условия для его развития. Со временем бактерии распространяются в соседние ткани, вызывая некрозы коры и эпидермиса, имеющие вид пятен вытянутой формы. При микроско-пировании поражённых тканей внутри приплюснутых бесформен-

Фото 3-33. Симптомы некроза сердцевины стебля томата:

а - экссудат вытекает из ранки на стебле, б - общий вид посадок томата при эпифитотии некроза стебля, в - поражённые листья, г - некроз плодов, д - некроз сосудов.

Другие материалы

Мир томата глазами фитопатолога-стр.10

В литературе и живописи первой половины XX века томату уделено мало внимания, его изображают редко и как-то обыденно и неинтересно. Среди живописных произведений мне понравилась серия из 9 натюрмортов, имеющих одно и то же название «Plant de tomate», написанных Пабло Пикассо в оккупированной Франции в августе 1944г. Критики расценивали эти картины как не имеющие большой художественной ценности, так сказать, технические. На картинах изображено одно и то же растение томата, растущее в вазоне в течение 2-х недель, в так называемой гори1ечной коловой культуре.